Скутеры и мотоциклы с электрическим двигателем сейчас весьма популярны во всем мире. Их разрабатывают как фирмы, производящие технику с традиционными бензиновыми двигателями, так и молодые компании, которые никогда не занимались бензиновыми моделями. Несомненно, такие скутеры и мотоциклы являются важным этапом в развитии двухколесной техники, однако нельзя сказать, что будущее у них безоблачно.
Белорусский скутер, конкурент 50-кубовым бензиновым моделям.
Конструкция скутера с электрическим двигателем представляет из себя собственно двигатель и аккумулятор. Это простейшая схема, которая, как правило, дополняется системой аккумулирования энергии при торможении и, иногда, бензиновым двигателем. Важным отличием от традиционного бензинового двигателя является аккумулятор – его невозможно быстро зарядить, да и поменять достаточно сложно, ведь для этого необходимо, чтобы на станции зарядки был точно такой же, заряженный аккумулятор.
У такой схемы есть несколько существенных достоинств, которые и послужили причиной роста популярности электрических двигателей. Одним из самых важных является полное отсутствие вредных выбросов в атмосферу, да и вообще каких-либо выбросов. Вся энергия для такого двигателя вырабатывается удаленно, и в процессе эксплуатации только расходуется, в то время как в бензиновом двигателе одновременно происходит вырабатывание энергии и ее потребление. Также электрический двигатель не имеет запах и работает с очень небольшим шумом – для современных городов это является весьма актуальным преимуществом.
Кроме того такие двигатели довольно просты в обслуживании – не нужно менять масло, свечи, ремни, фильтры и тому подобное. Фактически эти заботы ложатся на плечи производителя. В силу своей конструкции, электрический двигатель выдает довольно большую мощность уже с минимальных оборотов, что недостижимо для бензинового двигателя. Это очень удобно при повседневной эксплуатации и незаменимо в городе, где постоянно приходится тормозить и разгоняться.
В то же время у бензиновых моделей двухколесной техники есть серьезные недостатки, которые хорошо знакомы большинству водителей. Это запах выхлопа, шум при работе двигателя и загрязнение воздуха, который в городе и так далек от совершенства.
Все эти теоретические соображения конечно очень убедительны. Однако на данный момент достаточно объективной статистики по транспорту с электрическими двигателями еще не накоплено, и поэтому не стоит с уверенностью утверждать, что такая техника действительно удобна.
Одним из серьезных препятствий на пути распространения электрических двигателей является их непривычность для большинства покупателей. Все привыкли к бензиновым моделям, легко ориентируются в их характеристиках и знают, как заправить и где обслуживать свой скутер или мотоцикл.
Кроме того объективной проблемой являются заправки. Ведь вся существующая сеть заправок создана под бензиновые модели, розеток на них можно сказать нет. Кроме того, заправка одной единицы бензинового транспорта занимает 1-2 минуты, а вот электрический займет заправочное место минимум на полчаса- час. Так что получается заправка должна представлять из себя большую парковку со множеством розеток.
Опять же здесь у скутеров, и особенно у самых компактных, складных городских моделей есть важное преимущество. Для среднестатического офисного работника важно иметь возможность доехать на скутере до работы и вернуться домой. При этом если скутер легко складывается и не слишком много весит, то нет никакой проблемы в том, чтобы затащить его в офис или в дом. Так что заправка как таковая вообще становится необязательной, скутер можно зарядить от обыкновенной розетки. Так что самые маленькие складные скутеры в этом смысле имеют серьезное преимущество.
Одна из ставших уже привычными складных моделей.
По сравнению с электромобилями одна проблема является для двухколесной техники неактуальной – это отопление. Не стоит забывать, что бензиновый двигатель выделяет большое количество тепла, которым легко обогреть салон машины. Однако, во-первых у двухколесной техники как правило нет салона, во-вторых она, как правило используется в теплое время года, так что отопление неактуально.
Ранние модели отличались малым ресурсом, однако сейчас эта проблема практически решена – современные аккумуляторы работают много тысяч километров, так что их замена по цене вполне сравнима с капитальным ремонтом бензинового двигателя. Также постепенно снижается стоимость аккумуляторов и увеличивается диапазон их работы.
Кроме того, нужно понимать, что электричество берется не из воздуха – оно производится на электростанциях, которые тоже загрязняют природу, кроме разе что солнечных или ветряных. К тому же их мощность далеко не безгранична, и если вдруг завтра все решат пересесть на транспорт с электродвигателем, то электричества может просто не хватить.
Если говорить об опыте других стран, то тут тоже не все однозначно. В развитых странах Европы и в крупных городах США электрический двигатель все популярнее, многие жители этих районов всерьез готовы бороться с загрязнениями окружающей среды, пусть даже и за свой счет. К тому же техника с электродвигателями, как правило, имеет налоговые льготы. А вот в развивающихся странах люди с недоверием относятся к новой технике, и предпочитают ей старый добрый бензин. Кроме того в Европе популярности такой технике способствует и не самое лучшее состояние экономики – у многих людей просто не хватает денег на автомобиль, при этом им вполне по средствам электрический скутер, особенно с учетом дальнейшей выгоды в виде меньшей стоимости электричества.
Сейчас сложно сказать о перспективах электрической техники, слишком мало статистики и слишком уж динамично развивается этот рынок. Кроме того важным аспектом является поддержка правительства – ведь сейчас при покупке транспортного средства с электрическим двигателем не нужно платить практически никаких налогов. Если в будущем эта льгота сохранится то покупка будет все более выгодной. В общем такую технику однозначно не стоит сбрасывать со счетов, хотя и бурного роста тоже ожидать не приходится.