Скутер это по большому счету упрощенная версия мотоцикла. Изначально появились мотороллеры, потом их стали называть «скутер». Важными отличиями скутера от мотоцикла являются в первую очередь отсутствие сцепления (оно, как правило, автоматическое), вариатор вместо коробки передач и двигатель, объединенный с трансмиссией. В целом конструкция сделана для максимального упрощения использования, возможно с некоторыми потерями в динамике или надежности. Практически все современные скутеры имеют пластиковый обвес, в то время как некоторые мотоциклы, особенно чопперы, его не имеют. Также у скутера, в отличие от мотоцикла, все органы управления расположены на руле, что также упрощает управление.
Важным отличием наиболее распространенных моделей является отсутствие необходимости получать права на вождение, проходить техосмотр, покупать страховку и ставить скутер на учет в ГИБДД. Это очень сильно упрощает эксплуатацию, что конечно привлекает многих покупателей. Но это распространяется только на модели с двигателем до 50 кубических сантиметров. Такого двигателя хватает для сравнительно неспешного перемещения по городу, благодаря сочетанию маленьких колес и низкого веса конструкции, но на трассе максимальная скорость уже маловата. В последнее время появилось множество скутеров с двигателем мощнее порога в 50 куб. см., что говорит о признании этого транспортного средства, его удобстве по сравнению с мотоциклами.
Автоматическое сцепление устроено сравнительно просто – оно работает совместно с ручкой газа. Если немного прибавить газ, то и сцепление замыкается, и скутер постепенно трогается с места. Для такого городского транспортного средства это вполне удобно, в то время как для мотоциклов или автомобилей это не лучший вариант. А вместо коробки передач почти всегда применяется вариатор, плавно изменяющий передаточное соотношение, опять же в зависимости от оборотов двигателя. Все это позволяет управлять скутером даже человеку без какой-либо специальной подготовки, в то время как на мотоцикле даже тронуться с места – это уже задача.
Следующая важная особенность присутствует у двухтактных моделей. Они в качестве топлива используют смесь бензина и масла. На старых моделях нужно было вручную смешивать бензин с маслом в едином баке, что довольно неудобно. На современных моделях используется два бака, так что в целом сложностей не возникает, тем более что на многих заправках продается масло для двигателя. Однако с постепенным замещением двухтактных моделей четырёхтактными и это неудобство исчезает.
А вот с большой неподрессоренной массой скутера, к сожалению, что-либо сделать не получится. Дело в том, что двигатель вместе с трансмиссией расположены прямо на заднем колесе, и вся эта конструкция должна подробно повторять профиль дороги вслед за колесом. Это сделано для упрощения и удешевления конструкции, а поскольку скутер в первую очередь предназначен для езды по дорогам, причем неплохим, с этим недостатком можно мириться. Но надо иметь ввиду, что скутер не слишком комфортен при езде по разбитой дороге, а если еще и делать это на большой скорости двигатель может сломаться.
Маленькие колеса скутера являются и недостатком и преимуществом. По сравнению с мотоциклом колеса заметно меньше, это позволяет снизить расход топлива, обойтись меньшей мощностью, повышает маневренность в городских условиях. Правда по ямам скутер едет хуже мотоцикла, но он для них и не предназначен, так что опять же с этим можно мириться.