Во-первых, любой желающий получить свободу передвижения может выбрать из массы разновидностей то, что ближе его сердцу и кошельку. Во-вторых, «полтинники» требуют минимум места для хранения. Наконец, жители крупного города, где транспортные пробки не редкость, на скутере могут быстро и без проблем оказаться в нужном месте в нужное время.
Проще не бывает
Самые простые представители двухколесной техники с моторчиком - мотовелосипеды. В качестве несущего элемента у них используется обычная велосипедная рама, подвеска - в основном жесткая, тормоза - простейшие клещевого типа. Силовой агрегат может быть как бензиновым, так и электрическим, причем последний часто выполняет лишь вспомогательную функцию, компенсирующую часть усилий при вращении педалей. Рабочий объем ДВС - 25-50 см куб., мощность - от 0,8 до 4 л.с. Коробка передач на мотовелосипедах встречается очень редко. Скорость, как правило, не превышает 25-30 км/ч. В Европе они в основном используются курьерами, почтальонами, а также домохозяйками для поездок за провизией.
На просторах бывшего СССР одним из ведущих производителей мотовелосипедов остается Минский мотовелозавод, который выпускает оригинальную модель «Кроха». На усиленную раму установлен двигатель Д8М объемом 45,4 см куб. и мощностью 1,1 л.с. Коробка передач отсутствует, но в трансмиссию введено двухдисковое сцепление. «Кроха» расходует всего 1,8 л на 100 км пути, а его максимальная скорость равна 25 км/ч.
Мотовелосипеды выпускает известная немецкая фирма Sachs. Самая популярная модель этого вида - Saxonette Classic, имеющий раму «дамского» типа (без перемычки вверху) и 30-кубовый 0,7-сильный мотор, установленный у заднего колеса. Привод осуществляется шестернями через автоматическое центробежное сцепление, а для удобства эксплуатации установлен стартер. Скорость такого «аппарата» - 20 км/ч.
Мопеды
К более совершенному классу легкой мотовелотехники относятся мопеды, название которых образовано от слов «МОтор» и «ПЕДаль». Но в отличие от мотовелосипеда, где за основу взят обычный велосипед, мопед является самостоятельной конструкцией. Мотор крепится снизу к хребтовой раме, а привод на заднее колесо осуществляется цепью. Чаще всего используется механическая коробка передач с переключателем на руле. Вспомогательный педальный привод обычно встроен в коробку передач и используется для пуска двигателя. На многих современных моделях применяется кик- или электростартер. Появилось даже отдельное обозначение таких машин - мокик, но оно так и не прижилось в среде мотолюбителей.
Огромной популярностью пользуются мопеды в странах Юго-Восточной Азии. Соответственно, наибольшее количество данной техники выпускается в Китае и Индии. Это преимущественно простые модели, выпускавшиеся 20-30 лет назад в Японии и Италии. Однако есть и оригинальные, более современные разработки. Сотни тысяч мопедов в год производят китайские компании Dayang, Jianehe, Qingqi, Zongshen, индийский концерн Hero и др.
В Европе особыми почитателями мопедов являются испанцы и французы. Популярность этого транспорта на Пиренейском полуострове столь высока, что японские компании организовали там сборку мопедов специально для местного рынка. Так, например, Suzuki производит модель Suzzy, сочетающую классическую форму и современную «начинку» - на оригинальной двойной раме подвешен двигатель, объединенный с трансмиссией и консольно закрепленным задним колесом.
Потребность французского рынка в основном удовлетворяют местные производители, среди которых такие компании как Renault, Peugeot и MBK. Самая простая модель Peugeot Vogue LМ заводится с помощью педалей, имеет одноступенчатую трансмиссию и жесткую подвеску заднего колеса. Более дорогая модификация Vogue VSМ оснащается маятниковой подвеской и автоматическим клиноременным вариатором.
Для любителей «позажигать» есть специальная модель RCX. Ее рама усилена дополнительной трубой, руль более короткий и низкий, седло длинное и вместо педалей - кикстартер. Версия RCX LC отличается мотором с жидкостным охлаждением. Все модели оснащаются 2,5-3,5-сильными двигателями и могут развивать максимальную скорость 45 км/ч.
Есть несколько производителей мопедов в странах бывшего «социалистического блока». Так, например, словацкое предприятие PS Manet, на площадях которого собирали малокубатурные Java, производит мопеды Korado и Moderna. Широкую гамму моделей предлагает еще одно предприятие из Словакии - Tomos, выпускающее мопеды с 1955 года.
В странах бывшего Союза производство мопедов налажено в Латвии («Рига»), России («Фора», «Пегас»).
Мофы
Одной из разновидностей мопедов являются мофы, двигатели которых по сравнению с мопедами дефорсированы, а скорость ограничена до 25 км/ч. Такие машины очень популярны в Германии и странах Бенилюкса, где они приравниваются к велосипедам и для их вождения не требуется наличие водительских «прав» и шлема. Специально для этих стран филиал Tomos в Нидерландах выпускает модель Quadro 25 с 1,5-сильным двигателем.
Мофы Prima 4 и Prima 5 предлагает немецкая фирма Sachs. Первая модель оснащена автоматическим центробежным сцеплением, но не имеет КПП, вторая оборудована двухступенчатой трансмиссией, передачи в которой переключаются путем вращения левой рукоятки руля (так же, как на наших «Карпатах»).
Скутеретты
Так называемые Step throw (скутеретты) можно назвать промежуточным звеном между мопедами и скутерами. С мопедами Step throw роднит общая компоновка и большие колеса, со скутерами - передняя облицовка и отсутствие педалей. Рабочий объем двигателя обычно составляет 40-50 см куб. Основными рынками сбыта таких машин являются западно-европейские страны с теплым климатом - Франция, Испания, Португалия и Италия.
Мини-байки
Следующий класс - мини-байки. Их выпускают многие именитые фирмы, которые не гнушаются устанавливать на свою продукцию 50-кубовые моторчики.
Один из самых известных мини-байков - Honda Z50J Monkey, производство которого перенесено в Китай. Monkey представляет собой уменьшенную копию настоящего мотоцикла. У модели есть многоступенчатая КП, мощная оптика, спидометр и обтекатель, только уменьшенных размеров. При этом конструкторы добились того, что взрослый человек вполне комфортно чувствует себя за рулем такого «малыша».
Скутеры
Когда-то очень давно в Советском Союзе производились мотороллеры «Тула», «Вятка» и «Электрон». Это были почти точные копии итальянских Vespa. Но для управления ими требовались водительские «права». Сегодня мотороллеры или, как их с недавнего времени называют, скутеры с объемом двигателя до 50 см куб. не требуют наличия прав категории «А», чем и привлекают своих поклонников.
Главной отличительной особенностью скутера является смещенный назад двигатель, объединенный с трансмиссией. Это позволяет получить большую ровную площадку для ног между сиденьем и рулем.
В отличие от мини-байков, скутеры очень удобны при эксплуатации в городе, так как защищают водителя от грязи и воды, летящих из-под колес. Современные скутеры надежны, имеют большой ресурс агрегатов и весьма разнообразны: классические городские, бизнес-класса, с улучшенным оснащением и увеличенными размерами, трехколесные машины, кабиненроллеры (с крышей), одно- и двухместные, спортивные и в стиле «ретро». В данном обзоре мы рассматриваем только 50-кубовые модели.
Некоторые владельцы тюнингуют свои машины, повышая их мощность до 10-12 л.с., но это не всегда оправдано, поскольку многие скутеры не приспособлены для движения на больших скоростях. Впрочем, есть ряд моделей, которые даже при скромных возможностях 50-кубового мотора неплохо разбегаются до 70 км/ч и при этом уверенно держат дорогу.
Наибольшей популярностью пользуются японские и итальянские модели.
Один из крупнейших японских производителей скутеров - Yamaha. Самая простая и дешевая в гамме моделей - SH50ES Mint. Этот «малыш» весом всего 49 кг оснащен 50-кубовым 4,3-сильным мотором, клиноременным вариатором, электростартером и системой раздельной смазки.
К спортивным моделям относится Yamaha YC50Z Jog ZR с форсированным до 7,2 л.с. мотором, передним дисковым тормозом, глушителем гоночного типа и стильной аэродинамической обвеской.
Около 20% всех продаж в Европе контролирует известная итальянская фирма Aprilia. Одной из наиболее популярных моделей является компактный Sonic 50, оснащенный горизонтальным одноцилиндровым мотором с воздушным охлаждением. Его легко узнать по двум необычным вертикальным фарам. Под седлом предусмотрен отсек для шлема.
Динамично развивается испанская фирма Derbi. В ее планах - захват до 10% европейского рынка скутеров. В Украине можно увидеть и приобрести почти весь модельный ряд этого производителя. Причем наряду с городскими скутерами Atlantis и Predator, фирма производит кроссовые и спорт-байки с 50-кубовыми моторами.
Цены предлагающихся в Украине достойных экземпляров из Японии и Кореи составляют $1900-2900, что примерно соответствует стоимости не самого плохого автомобиля. Положение спасает вторичный рынок, на котором можно купить скутер в нормальном состоянии за $350-1000. Как правило, в эту категорию попадают японские «ролики», произведенные после 1993 года. Дешевле чем за 1000 «баксов» можно приобрести и новый скутер китайского производства; это будет римейк какой-нибудь японской модели начала 90-х с устаревшими агрегатами, правда, неплохого качества. Спортивные скутеры и скутеры в стиле ретро стоят несколько дороже утилитарных.
Естественно, в кратком обзоре невозможно рассказать обо всех фирмах и моделях, представленных на рынке, поэтому в одном из ближайших номеров мы вернемся к этой теме.
Сергей Иванов
Статья взята из еженедельника "Автоцентр".