В целом квадроциклы делятся на утилитарные и спортивные. В отдельную категорию так же можно выделить детские. Объемы двигателей - от 50 до 700 см. куб. Спортивные модели с мощным мотором способны разгоняться до скорости более 160 км/ч. Утилитарные квадроциклы характеризуются, как правило, полным приводом, автоматической коробкой передач (вариатором), лучшей грязезащитой. Идеально подходят для работы и отдыха (охоты, рыбалки). Спортивные отличаются задним приводом, механической коробкой передач, большими ходами подвесок, большой мощностью и скоростью. В основном используются в соревнованиях, а так же для проведения активного отдыха.
В связи с большой популярностью этого средства передвижения и отдыха, к сожалению, возросло количество травм, получаемых неопытными водителями. Поэтому мы сочли подходящим лишний раз напомнить о правилах безопасной эксплуатации ATV.
Прежде всего, необходимо помнить, что при езде по асфальту у ATV ухудшается управляемость, что может повлечь за собой аварию. 65 % травм при эксплуатации мотовездеходов были получены из-за отсутствия специальной экипировки и неправильного давления в шинах. Правильная экипировка при эксплуатации утилитарного ATV состоит из шлема, очков, перчаток, куртки, штанов и ботов. Если вы собрались погонять на спортивном квадрике, то, ко всему вышеперечисленному, следует добавить защиту грудной клетки, спины, плечей, локтей и колен. Естественно, вся экипировка должна быть хорошего качества и подходить вам по размеру. Правильное давление в шинах, как правило, указано на самом квадроцикле, либо в инструкции по эксплуатации.
Рекомендуемый возраст, с которого следует садиться на ATV, зависит от объема двигателя, что составляет:
* 6 лет и более - до 70 см. куб.
* 12 лет и более - от 70 до 90 см. куб.
* 16 лет и более - от 90 см. куб.
Проблема безопасности движения на ATV актуальна во всем мире. Только в США (на которые приходится львиная доля мировых продаж«квадриков») с 1998 года в авариях, связанных с ATV, погибли и получили травмы более 2000 человек, хотя, конечно, эти цифры значительно меньше, чем число пострадавших в автомобильных авариях. В 1983 году производителями ATV был создан ASI (Институт по безопасному вождению ATV). Основной целью создания этой организации является снижение количества аварий при передвижении на ATV. Европейское отделение института (EASI) находится в Великобритании.
Вот что рассказывает инструктор по обучению езде на внедорожных транспортных средствах (ATV):
Тренировочная база EASI расположена в 60 км к югу от Лондона в живописном районе West Sussex. Весь комплекс состоит из: основного здания для проведения теоретических занятий, гаража для хранения и обслуживания ATV, и нескольких гектаров полей, засеянных вечнозеленой травой для практических уроков. Наша группа состояла из пяти человек (Я из Украины, 2 человека - Испания, 1- Чехия, 1 - Голландия). Все претенденты на получение лицензии инструктора прибыли от своего регионального дистрибьютора Yamaha. Продолжительность курса - 5 дней (теоретические и практические занятия). По окончанию курса сдается теоретический экзамен (тест из 50-ти вопросов), практический (ездовые навыки) и проверка на способность обучать желающих приобщиться к миру ATV. Весь курс, естественно, на английском языке.
Нашим шеф-инструктором был чемпион Великобритании по гонкам на ATV. Первый день - теоретическая часть занятий. Обсуждались вопросы, связанные с эксплуатацией ATV.
Последующие три дня мы провели за рулем ATV. Все получили в свое распоряжение утилитарные Yamaha YFM 350 FWAN Bruin, с объемом двигателя 350 см. куб., 24 л. с., автоматической коробкой передач и возможностью подключения полного привода. Всю экипировку брал с собой, иначе о покатушках не могло быть и речи.
Практическая часть занятий состояла из 16 уроков, где мы оттачивали свое мастерство, выполняя различные задания в виде преодоления препятствий, правильного прохождения поворотов с использованием газа и правильным распределением своего веса. До этого момента все эти упражнения казались мне сущим пустяком. Но поверьте, правильно выполнить определенное задание не так-то просто. Нужно не забывать смотреть в нужном направлении, прижимать колени к баку, не отрывать ступни от«ножек», свешиваться и поддерживать ровный темп движения. При всем при этом вы должны помнить траекторию, по которой нужно выполнить упражнение. Плюс ко всему этому, за курсантами постоянно наблюдает инструктор и выставляет оценки за каждое задание. Сложнее всего проходить правые повороты. Так как правая ручка руля прижимается к корпусу, работать газом становится не совсем удобно. Основная проблема при управлении квадроциклом - это его постоянное желание оторвать два колеса во время поворота. Вот почему необходимо правильно свешиваться во время прохождения поворота. Иначе можно запросто перевернуться со всеми вытекающими последствиями.
Из всех вопросов в тесте теоретического экзамена самым забавным был вопрос:«Как найти место, где можно покататься на ATV?». Сначала я его не понял. Как оказалось, что бы где-то в Европе покататься на "квадрике", необходимо связаться с местными клубами и там получить информацию о доступных местах и маршрутах, так как там практически вся земля находится в частной собственности. И если вы случайно заедете на чью-то ферму и начнете нарезать там круги, вас могут очень серьезно наказать. К счастью, нам это пока не грозит. Все-таки хорошо, что«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...».
Погода в последний день дала нам знать, что все-таки мы находимся в«туманном Альбионе». Очень густой туман и высокая влажность. В этот день нам предстояло доказать, что теперь мы сами можем обучать. Нам на«растерзание» дали группу новичков, которые никогда не сидели за рулем ATV. Группа состояла из семи человек: (четверо подростков-кроссменов, две девушки и один полицейский). Хотя контингент получился разнообразный, общий язык нашли довольно легко. Тяжелее всего было с кроссменами. Их кроссовые инстинкты не позволяли им ехать спокойно со всей группой: постоянные прогазовки перед стартом, извечное желание встать на ноги и«открутить по полной» сводили«на нет» все наши усилия. Выход был найден. В начало колонны поставили девушек. Сразу все стало на свои места. Процесс обучения шел неравномерно. Девушки немного отставали, хотя к концу занятий они уже уверенно выполняли несложные задания. У кроссменов тоже не все было гладко, некоторые сложные упражнения им давались с трудом. Это еще раз подтверждает правильность моего мнения о том, что не все так просто.
Курс закончен. Все экзамены сданы. Нас поздравили с получением лицензии инструктора. Теперь пора возвращаться на родину. Может, кому-то это все покажется скучным и неинтересным (особенно бывалым«ATV-шникам»), но почему же так много людей погибает и получает травмы? А, может быть, стоит вернуться к истокам, и еще раз, но, уже правильно найдя и исправив свои ошибки, усвоить простые правила, которые помогут сохранить здоровье, а, может быть, и жизнь всем нам. И вы еще долгое время сможете получать удовольствие от покатушек на ATV и прочей мототехнике.
по материалам сайта motodrive.com.ua
автор: Игорь Щелкунов