ATV (All Terrain Vehicle) в вольном переводе на русский означает «транспортное средство для езды по бездорожью». В народе этого «проходимца» называют квадроцикл...
История
Самый первый мотовездеход сделала японская компания «Honda» в 1970 году. Тогда это был еще не квадроцикл, а трехколесное транспортное средство с 4-ступенчатой коробкой передач и двигателем в 90 кубов. Honda удачно его запатентовала и стала монопольным владельцем прав на квадроцикл, как на конструкцию, так и на расположение двигателя. Тем не менее, в 1980-х сразу несколько крупных японских производителей (Yamaha, Kawasaki), за исключением Suzuki, вслед за Honda устремились в ту же нишу, пытаясь копировать аппарат. А это было крайне сложно, так как Honda имела патент, соответственно в технические параметры приходилось вносить изменения, которые делали его непохожим на оригинал, что удавалось не всем и не всегда.
В то время как все остальные известные компании с подачи Honda экспериментировали с трехколесными вариантами, стараясь усовершенствовать уже существовавшую к тому моменту более десяти лет технологию, инженеры из компании Suzuki решили стать новаторами и запатентовали четырехколесный вариант (воплотившийся в модели QuadRunner LT125), который заодно оказался значительно более успешным, чем трициклы конкурентов. Первый квадроцикл был представлен Suzuki в 1982 году и не только пережил трехколесные варианты, но и заставил все ведущие мотокомпании обратиться именно к четырехколесной технике.
Вскоре, в 1987 Suzuki выпустила свою новую модель LT500R QuadRacer, которая во многом превзошла даже самые смелые (на то время) ожидания. Двигатель стал еще мощнее, а объем увеличился до 500 кубов. Именно этот ATV заработал прозвище «Квадзилла» (по аналогии с Годзиллой) за свою мощь и скоростные характеристики. Во время тестов он показал максимальную скорость в 130 км/ч и стал по тем временам самым быстрым квадроциклом в мире. Правда, уже в 1990 Suzuki прекратила выпуск этой модели, и «Квадзилла» стал настоящей легендой среди ценителей квадроциклов.
Одновременно стало набирать обороты и практическое направление развития квадроциклов. Производители этой техники убедились в том, что этот транспорт можно использовать не только для развлечения, но и в сугубо утилитарных целях. В 1986 году Honda представила модель FourTrax TRX350 4x4, положив тем самым начало эре полноприводных квадроциклов (до того все они были заднеприводными). Вслед за Honda к той же теме обратились и другие производители, и с тех самых пор полноприводные модели остаются самыми популярными на рынке.
Производители квадроциклов
Основными производителями квадротехники являются в первую очередь японские компании Honda, Kawasaki, Suzuki и Yamaha, американские компании Arctic Cat и Polaris Industries, канадская компания Bombardier Recreational Products (под брендом Can-Am). Также квадроциклы производят многие китайские и тайваньские фирмы, наиболее популярны из которых Kymco (Тайвань) и Hensim (Китай). Что касается других, менее известных фирм - такую технику производят в Германии, Италии, Южной Кореи и даже... в России.
На российский рынок ведущие мировые производители квадроциклов представили мотовездеходы через официальных (или неофициальных) дилеров. Поначалу наши покупатели с некоторым недоверием отнеслись к новой технике, но постепенно, с пониманием всех уникальных внедорожных свойств мотовездеходов, они становились все более популярными. www.motofriends.ru провели анализ и выяснили, что и наши отечественные производители решились представить на рынок свои модели. «Квадро» выпускают в Калининграде (ООО «Балтмоторс»), Ярославле (ОАО «Автодизель-Сервис»), Тутаеве (ОАО «Тутаевский моторный завод»). Конечно, пока они не сравнятся со своими зарубежными конкурентами, но пригодиться в работе могут запросто.
Модели
Все квадроциклы можно разделить на две большие группы - спортивные и утилитарные. Спортивные модели обычно меньше и легче, у них маленькие колеса. Привод у «спортяг» на два колеса, а не на четыре, они быстро набирают скорость и могут разгоняться до 150 км/ч. Среди спортивных есть модели для мотокросса, для кросс-кантри, для гонок по песку, для холмистой местности, для езды по льду и снегу, для спидвея, для трофи, для драг-рейсинга и множество других вариантов. Некоторые производители выделяют в отдельный тип туристические квадроциклы - их порой называют спортивно-утилитарными. Это те модели, которые объединяют преимущества и спортивного, и утилитарного вариантов, взяв от них лучшее. Такие квадроциклы часто используют для отдыха и развлечений, в том числе для охоты и рыбалки.
Если говорить об утилитарных моделях - они ощутимо больше и тяжелее, имеют полный привод, а максимальная скорость обычно не превышает 100км/ч. Такие квадроциклы могут перевозить небольшие грузы и буксировать прицепы. В качестве дополнительного оборудования к ним поставляются лебедки, бульдозерные ножи, прицепы и другое оборудование, которое позволяет использовать их для работы на приусадебных участках и перевозки грузов.
Существуют и детские модели квадроциклов, которые являются уменьшенными копиями моделей для взрослых. Они обычно рассчитаны на детей в возрасте 10-15 лет. Их максимальная нагрузка - 60кг. Они достаточно просты в конструкции, лишены многих опций, присущих моделям для взрослых, чаще всего имеют маленький (до 50 кубов) двигатель и могут разгоняться до 60 км/ч.
В особый класс выделяют 6-ти и 8-колесные аппараты. Обычно это машины с полноценным пластиковым корпусом, который позволяет им вдобавок играть роль амфибии, т.е. преодолевать небольшие водные преграды. Это машины многоместные, чаще всего рассчитанные на 4 человека. Выглядят они немного нелепо, как корыто на колесах, кроме того, они медленные (40-50 км/ч) и маломощные (до 30 л. с.).
В последнее время рынок квадроциклов в России значительно вырос. Несомненно, в ближайшие годы такая тенденция будет сохраняться, продажи будут расти. При выборе типа квадроцикла стоит учитывать, что спортивный квадроцикл имеет смысл брать только в том случае, если он покупается исключительно с развлекательными целями, и в том случае, если развлекаться предполагается в хорошую погоду и на хорошей сухой поверхности. Стоит помнить, что спортивные квадроциклы в первую очередь создавались под песочное покрытие, а у нас в регионе, скажем мягко, не так много песчаных пляжей.
Технические характеристики
С годами сложилась единая концепция конструирования квадроциклов. Задняя подвеска пружинная, в неё включен стабилизатор, который надежно удерживает машину от опрокидывания на бездорожье.
Колесная формула подавляющего большинства квадроциклов - «4х4», однако более простые модели и спортивные машины, предназначенные для относительно хороших трасс, могут иметь только один ведущий мост. Заднеприводные мотовездеходы обычно отличаются несколько худшей проходимостью, но лучшей управляемостью при езде по дорогам, более высокой надежностью и меньшей стоимостью, чем полноприводные модификации. Но большим спросом пользуются все же полноприводные «квадро». С недавних пор в мире четырехколесных мотоциклов появилась модель Big Boss-500 с колесной формулой «6х6» от американской компании Polaris. Но и это не предел! У некоторых моделей колесная формула может быть и «8х8».
Сердце машины - это мотоциклетный, как правило, одноцилиндровый двигатель (2-х или 4-х тактный) объемом 50-750 куб.см. (чаще всего 250-500). В зависимости от предполагаемых режимов работы система охлаждения может быть воздушной или жидкостной. Воздушная система охлаждения достаточно неплохо справляется со своими функциями, если двигатель не приходится эксплуатировать в предельных режимах в течение длительного времени. Если вы предполагаете использовать вездеход для длительной езды по грязи или крутым склонам, либо для буксировки тяжелых грузов, то следует подумать о покупке ATV с двигателем, имеющим жидкостное охлаждение. Квадроциклы чаще всего имеют автоматическую трансмиссию. Впрочем, у спортивных моделей имеется ручное переключение передач - так меньше потеря мощности.
Мощность моторов колеблется от 4 до 70 лошадиных сил (чаще всего 20-50 л.с.). В сочетании с мощной подвеской это обеспечивает квадроциклам отличные вездеходные качества!
При выборе квадроцикла непременно возникнет ряд вопросов: предпочесть ли двухтактный двигатель четырехтактному, бензиновый - дизелю, водяное охлаждение - воздушному?
Двухтактные моторы применяют в основном на спортивных моделях. Они жестче работают, сильнее вибрируют и расходуют больше топлива, но при этом их тяговые характеристики выше. Дизель выбирают те, кому квадроцикл требуется как рабочая сила. Он подходит для перемещения тяжестей, но в ущерб комфорту и скорости. С воздушным охлаждением меньше хлопот, но на сильной жаре можно столкнуться с проблемой перегрева. Существенный недостаток квадроциклов, помимо высокой цены, - наличие только одного посадочного места.
Безопасность
Многие, считая, что управлять квадроциклом легко и просто, пренебрегают элементарными правилами безопасности. Хотя для езды на квадроцикле не требуется наличие водительского удостоверения, это не значит, что для управления им не нужны вообще никакие навыки.
На мотовездеходе запрещается ездить по проезжей части. И даже если вы решите нарушать правила и колесить по трассам общего пользования, это не скажется лучшим образом на самом аппарате. Его широкая резина с низким давлением в шинах хорошо подходит для грунта, но на асфальте и вообще ровной дороге с твердым покрытием довольно быстро разрушается.
Прежде чем отправиться в путешествие на квадроцикле нужно с ним хорошенько ознакомиться. Важно быть уверенным в том, где расположен газ, тормоз, рычаг переключения передач, а также другие узлы, связанные с управлением.
Обязательно нужно иметь защитное снаряжение. Любой опытный райдер скажет вам, что это жизненно необходимо! Защитное снаряжение включает в себя, прежде всего, специальный шлем, защиту локтей, коленей, защиту глаз. Желательно надевать одежду с длинными рукавами и брюки (не шорты), это защитит вас от возможных царапин и ушибов при езде на квадроцикле.
Автор: Двухколесный
Источник: Motofriends