Статья взята с сайта журнала «Мото». http://moto.zr.ru/
КТО В ТАБУНЕ
Отправной и конечной точкой пробега был выбран Ярославль. Маршрут проходил по второстепенным асфальтированным, грунтовым и совсем заброшенным дорогам через Углич, Калязин, Нагорье, Переславль-Залесский, Ростов. Машины-технички с лагерным скарбом шли в объезд "пампасов" и ждали в условленных местах. За пять "боевых" дней мы преодолели около 600 км, из них половину - вне асфальта и около сотни километров по девственному бездорожью. Добавляла экстремальности еще не впитавшаяся в землю вода.
В пробеге дебютировали два ярославских "квадрика" АВДИС (о них мы писали в "Мото", № 1-2004). У мотоциклов независимая двухрычажная подвеска всех колес, шины автомобильные - "ВНИИШП-Ралли". Тормоза - барабанные, с гидроприводом от педали. Здесь же, справа, расположился "жигулевский" "ручник". Мотоцикл двухместный, причем ижевская "сидушка" нормальной длины, на ней два упитанных мужика в ватниках не ощущали дискомфорта. Большие багажники, на них, как говорят заводские испытатели, свободно размещаются три мешка с картошкой (два на заднем багажник, один - на переднем). Двигатель - ижевская "водянка" - приводит открытой цепью "муравьевский" мост, в котором расположился дифференциал и передача заднего хода. Пробег покажет, достаточна ли проходимость такого ATV на бездорожье.
Две тутаевские "Рыси" - полноценные двухместные мотоциклы. Они только с первого взгляда одинаковые, но "Рысь-2" выпускается уже пару лет (о ней писали в "Мото", № 4-2004), "Рысь-3" - опытная. Вообще-то, семейство "кошачих" - долгожители среди отечественных четырехколесников, они впервые увидели свет в 1996 году. На "Рысях" также ижевский мотор, но, в отличие от АВДИСа, независимая подвеска передних колес. Сзади у "Рыси-2" многофункциональный мост, включающий двухступенчатую коробку передач с задним ходом, блокируемый дифференциал. Мост подвешен на ижевских амортизаторах. Шины - внешне эффектные, с развитыми грунтозацепами 560-220 модели Я-419. Позади моста автомобильный фаркоп с розеткой для подключения электрики прицепа и вал отбора мощности. Пластик - печально известный своей хрупкостью АБС. Однако благодаря внушительной толщине (до 4 мм) у "Рыси-2" он достаточно прочный.
При создании "Рыси-3" производитель отказался от дорогостоящего моста и установил неразрезную ось. Ни заднего хода, ни понижающей передачи нет. Зато аппарат значительно дешевле более продвинутого "родственника". Оправдано ли такое упрощение - и это покажет пробег.
В начале пробега загадкой была Puma 250 китайской компании Jianshе. Эта "кошка" (их было два аппарата) очень напоминает неувядаемую ATV-классику - Honda семейства TRX, но никто, включая продавцов, не мог сказать, чем копия отличается от оригинала. С первого взгляда понятно, что это утилитарный "квадрик": нет "злого" мотора и длинноходовых подвесок, цепких дисковых торомзов. Барабанные приводятся тросами от рычагов на руле, для заднего тормоза - педаль. В состав трансмиссии входят автоматическое центробежное сцепление и 5-ступенчатая КП с задним ходом. Передача крутящего момента на неразрезную ось - карданным валом в герметичном кожухе.
"Китаец" вместительностью багажников похвастаться не может: в наклеенной на облицовку инструкции написано, что грузоподъемность багажников не более 30 кг. К тому же - получите сюрприз! - запрещается перевозить пассажира.
Отсутствие "мигалок", зеркал, стоп- и звукового сигнала, а также спидометра ставят эту машину "вне закона" при езде по дорогам общего пользования. Если по уму, их надо регистрировать в технадзоре и управлять только при наличии "тракторных прав" с открытой категорией "А". А вот АВДИСы и "Рыси" сертифицированы как полноценные мотоциклы.
НА АСФАЛЬТЕ
квадроциклАВДИС и "Рысь-2" с выключенной блокировкой дифференциала достаточно маневрены, "Рысь-3" и Puma из-за неразрезных осей чуть большее сопротивляются в повороте. "Максималка" у всех примерно одинакова - около 85 км/ч. Puma на горизонтальной дороге может сразу трогаться на пятой передаче - тяги в двигателе хватает. И в инструкции, наклеенной на крыле, по-английски написано, что скорости всегда следует переключать только на месте.
ГРЯЗЬ РАССУДИТ
Разочарованием пробега стал ижевский двигатель на АВДИСах и "Рысях". Казалось бы, за почти полвека тиражирования копии мотора немецкого DKW уж хватило бы времени довести его до ума. Но нет - работает неровно, шумно, с подозрительными лязгами. При попытке тронуться настораживает включение передачи: нехотя и с хрустом. К тому же агромадный ход рычага переключения. На АВДИСе сложно переключать передачи - мешает облицовка и "хитрый" вырез в полике. "Нейтралку" почти невозможно поймать ни при движении, ни на месте. Только заглушив мотор и несколько раз врезав пяткой по рычагу (вот тут-то сталь себя показала подходящей - не гнется!), удается это сделать. Причем лампа нейтрали нередко утаивает ее включение.
квадроциклДругим разочарованием стала резина на "Рысях". Все достоинства ее зацепистого протектора сводятся на нет малой глубиной профиля, а главное - неимоверной "дубовостью" каркаса. Такое сочетание оправдано на шинах для скоростных и каменистых ралли, на грязи же такие шины мгновенно срываются в букс и начинают "фрезеровать" грунт. У Puma бескамерные шины мягкие, сохраняют сцепление до последнего на самых скользких покрытиях. Они пружинят, работая вместе с подвесками, что не только повышает комфортность езды, но и улучшает проходимость. От "жигулевских" шин в сочетании с не блокируемым дифференциалом ничего хорошего на бездорожье не ожидали, чуда и не произошло.
Проходимость АВДИСа значительно возросла, когда на колеса надели цепи. Теперь опытный водитель мог конкурировать по проходимости с "Рысями". "Рысь-2" с включенной понижающей передачей и блокировкой дифференциала до какого-то предела по грязи ехала, но в конце концов все равно зарывалась. Управлять "Рысью-3" приходилось более агрессивно - из-за отсутствия заднего хода она не давала права на ошибку: если уж застрянешь,без посторонней помощи не обойтись. До "китайцев" всем квадрикам было далеко - на Puma ребята спокойно разъезжали по грязевым и заболоченным участкам взад и вперед, в то время как водители на других машинах вели ожесточенную борьбу за каждый пройденный метр. Бывало, что и "Пумы" застревали, но благодаря малой массе и тяговитому на "низах" мотору и с помощью реверса почти всегда одному водителю удавалось раскачать "квадрик" и вырваться на свободу.
Защита от попадания воды на АВДИСах и "Рысях" не предусмотрена, и достаточно было с ходу залететь в лужу, как начинались перебои в зажигании. У китайского квадроцикла "Пума" защита великолепная! Однажды аппарат попал в яму и оказался по сиденье в воде, однако двигатель не заглох и работал несколько минут. Да и тормоза после купания работали нормально.
Хотя у "Пумы" хода подвесок такие же скромные, как на отечественных квадриках, амортизаторы работают на порядок лучше. И АВДИС, и "Рыси" "колбасит" на неровностях дороги. На "Пуме" чувствуешь себя гораздо комфортнее, даже когда сажаешь запрещенного инструкцией пассажира.
ЧТО В КАЙФ
квадроциклЕздить на наших мотоциклах можно - пробег лишний раз это подтвердил. Мастерство водителя проявляется особенно ярко, когда засадишь 350-килограммовую железяку в хлябь и потом корячишься, ее вытаскивая. Одна радость: без нужды никто из участников пробега к чужому мотоциклу не подходит, не клянчит прокатиться... - Своего добра хватает для наслаждений... "Китайцы" на марше - те действительно - вездеходы. А на привале каждый искал предлог, куда бы на них съездить. Женщины и дети, оказавшиеся в первый раз в жизни за рулем квадрика, тут же едут с улыбками Буратино - от уха до уха.
Конечно, и у АВДИСА, и у "Рысей" найдутся покупатели - стоят недорого, запчасти доступны, на них можно ездить по дорогам... И все равно досадно, что существует даже не дистанция - пропасть между уровнем совершенства российских и зарубежных квадрациклов.
Благодарим изготовителей отечественных квадрациклов - ярославскую компанию "Автодизельсервис", Тутаевский моторный завод и Ярославский салон "Хобби" за предоставленную возможность испытать технику в "деле". Особая благодарность организатору пробега Валентину ЧМУТОВУ.