Первое, с чего я начну этот раздел, это совет о необходимости знания Правил. Это не формальность, а жизнненая необходимость.
Ситуации на дороге
Совет 1. Бродячие животные
Я, раб божий, Тронь Игорь Викторович, на 47й минуте управления басурманской самодвижущейся повозкою о паре колёс Баотиан БТ 49 QT 12, будучи одержим бесом высокомерия, впал в грех нарушения заповедей трактового передвижения. На асфальте улицы Лермонтова, вблизи некоей базы, я, пренебрегши тем, что тварь божия пёс Тузик движется прямо по направлению ко мне, игнорировал опасность столкновения и продолжил жать газ. Нижайше прошу обратить внимание, что Тузик не был намертво принайтован нашейным вервием. Тузик, одержимый праведным гневом на басурманскую мою повозку, начал лаяти и под колеса мне бросился. Обуянный жалостию ко всякой твари божией я применил экстренное торможение. Но поелику применил слишком поздно, повозка моя ещё продвинулась вперед и задавила Тузика нафик. От полученных повреждений тварь божия Тузик преставилась на месте. Повозка моя, так как о двух колёсах, завалилася на одесный бок, вместе со мной, как полагается, и в таком положении мы продолжили передвижение по асфальту улицы Лермонтова еще несколько локтей. Отчего я, раб божий, получил травмы, совместимые с жизнею. Благодарение моё торговцам из таверны, што напротив расположилась, ибо сии праведные рабыни божии оказали телу моему окаянному первую лекаревую помощь. В отхождении же души Тузиковой и порче повозки виновным себя не признаю, ибо тварь божия пёс Тузик переходил повозчные пути не в указанном нам свыше месте.
А теперь по русски Улыбка
Двигаюсь по городу, скорость 50. По тротуару противополжной стороны идёт собака, метрах в 60ти от меня. Ну идёт и идёт. Для меня никакого интереса она на представляла. Но, как оказалось, интерес был у неё к моему аппарату. Когда расстояние между нами сократилось до примерно 3-4 метров, она как с цепи сорвалась, и буквально кинулась мне под колёса. Вариантов у меня не было. После одного метра смачных тормозов, этот дурной пёс (впрочем, о нём либо хорошо, либо ничего :)) да простит меня гринпис ) оказался у меня под передним колесом. Далее, моё нелепое падение на асфальт. (Моему новенькому, купленному в салоне скуту, было тогда всего 2 недели - представь, как у меня сердце кровью обливалось.)
Вывод: Бойся бродячих животных. Заранее, как только БЖ попадает в поле твоего зрения, лучше сразу снизить скорость, а не дожидаться момента. Подобная тактика после этого случая еще несколько раз выручала меня.
Побочный вывод: В экстренных ситуациях держи руль крепко, поможет избежать 'заваливания'
Совет 2. Перекрёсток
Взгляни на рисунок. Как думаешь, можно ли ехать прямо? Можно, только весьма осторожно. Особенно, если ты объезжаешь пробку. В этой ситуации очень легко не заметить, как авто 1 пропускает авто 2 для поворота направо относительно 1 и относительно тебя. Как думаешь, теперь можно? Конечно, ситуация не самая сложная, тут и ребёнку всё ясно. Я и сам, имея минимальный опыт езды, всегда следил именно за этой ситуацией. Но стоило мне всего один раз отвлечься, и я чуть не протаранил бочину Волге. Вобщем то, это скорее означает, что отвлекаться - опасно. Но я заостряю внимание именно на этой ситуации, т.к. такой сценарий ДТП с участием скутеров наиболее частый.
Вывод: Повышенное внимание на перекрёстках
Совет 3. Пешеход
Взгляни на рисунок. Как думаешь, можно ли ехать прямо? ... Верно, можно, только весьма осторожно. )) Я надеюсь, ты понял, о чём речь.
Помни: Пешеход - это святое.
Ко 2-му и 3-му советам можно добавить еще и внезапно открывающиеся двери автомобилей.
Совет 4. Мокрый асфальт
Вообще, в мокрую погоду лучше не соваться на мопеде никуда. Опасно. Некоторые недооценивают эту опасность влажного покрытия. И я был одним из таких до недавнего времени, когда, поворачивая на перекрёстке (скорость была не более 20), почувствовал, что мой зад обгоняет меня самого. Причём до выезда на перекрёсток я считал, что достаточно сбросил скорость. Дело кончилось падением - на мокром асфальте очень трудно, почти невозможно, удержать мопед во время заноса. Повезло, что это утро было, ещё и 8ми не было, транспорта меньше. А обидно то, что дорога мокрая не от дождя была, а от поливочной машины.
Вывод: Берегись поливочных машин :))
Совет 5. Невидимость
Совсем недавно, на днях, чуть не попал в аварию как раз из-за осообенности нашего вида транспорта - "невидимость", особенно на трассе. Ситуация отрисована на картинке.
Кажется, всё просто. На вот таком перекрёстке на широкой дороге (трассе) посередине стоят два автомобиля - оба поворачивают налево относительно своих полос (синий и оранжевый). А внизу справа, зелёненький, это я. Хорошо если по соседней полосе, как тут на рисунке, движется еще автомобиль. А если нет? Тогда велика вероятность, что синий меня просто не заметит и начнёт манёвр через все встречные полосы, как это и произошло со мной недавно. Да и я сам синего не видел. Тормозить пришлось, что есть мОчи. И при торможении тоже переусердствовать нельзя, - я еле руль удержал, такая болтанка пошла.
Вывод: Внимание, внимание и ещё раз внимание!!
Совет 6. Боковой ветер
Совет в отношении ловушки, где может поджидать резкий боковой ветер. Материал для этого совета возник сам собой, когда сегодня днём мы с другом на скутерах мотались по родному анапскому району по трассам. По пути попалась колонна грузовиков, скорость колонны 40-45 км/ч. Плестись позади неё оказалось не круто, и мы с товарищем рискнули её миновать, по одному обгоняя грузовиков, не выходя из полосы. Рискнули, - потому что дорога узкая, двухполосная (что странно - трасса идёт через поле), прерывистая не везде, встречных много, а грузовики широкие. Ветер, как я обзываю, боковстречный - самый противный. То есть наполовину встречный, наполовину боковой. Да ещё к тому же дует в правый бок, - выталкивает на встречку. Хотя и на грунтовой обочине не айс оказаться на скорости 60 - 70 км/ч. Все же лучше на обочине, чем на встречной Улыбка. Так вот. Тут и начинается совет. Непосредственно во время обгона большого транспорта с левой стороны при правом боковом ветре ветер то и не чувствуется. Чего не скажешь при завершении опережения машины - в этом месте грузовик уже не закрывает собой от порывов правого ветра, и только я высунулся перед тягачом, как меня тут же выбросило на встречную, - как я ни старался и ни готовился к этому. Осевую линию пришлось пересечь, но для обгона я выбирал пробелы во встречной полосе, поэтому все 20 (а то и больше, не считал) грузовиков мы одолели успешно. Но согласись, ощущения неприятные. Поэтому, при таком ветре, если скорость у великана терпимая (60 - 70), то лучше выдержать приличную дистанцию, и шагать следом. В противном случае, даже если ты помещаешься на полосе вместе с грузовиком/автобусом/трактором/и тп, всё равно необходимо дождаться прерывистой и встречного пробела, а также убедиться, что сзади не осталось желающих сделать то же самое, что и ты. Тогда при обгоне следует выходить подальше влево от обгоняемого - это поможет получить постепенное увеличение силы боковстречного ветра и избежать резкого порыва справа. Помни, на дороге лишних подстраховок не бывает.
Вывод: Внимание, внимание и ещё раз внимание!!
Совет 7. Шок
Причём тут шок? Со мной довольно часто происходило то, о чем я сейчас напишу, но только теперь я додумался это сделать. Дело в том, что каждый водитель регулярно попадает в аварийные ситуации, действовать в которых приходится незамедлительно, - экстренное торможение, вынужденное изменение траектории движения, и т.п. Хорошо, если благодаря этому аварии удаётся избежать. Обычно в таких ситуациях испугаться не успеваешь, зато сразу после этого наступает лёгкий шок, а у мотоциклистов и скутеристов так особенно. И часто это сопровождается тем, что водитель начинает постоянно прокручивать у себя в голове эту ситацию. Да и вообще, само по себе шоковое состояние сильно мешает вождению. Тут нужно или остановиться и успокоиться, если возможно, или, помня об этом, постараться максимально сосредоточиться на дороге и следить за своими мыслями. Будь внимателен.
Вывод: Шок - враг
Совет 8. Береги спину
Недавно вот заметил, что при езде по бездорожью начинает болеть спина. Достаточно 5 минут проездить по грунтовке, как начинаешь каждым своим позвонком чувствовать каждую кочку - на скутерах подвеска всё-таки жёсткая. Но выход был найден - на особенно больших кочках я привстаю на подножках для пассажира, но так, чтобы ноги не разгинались в коленях. Получается, что ноги в таком положении играют роль мягкой подвески. Таким образом, и спина не болит, и мышцы на ногах крепнут. Улыбка
Вывод: Береги спину с молоду.
Общие советы
Совет 9. Воздушный фильтр
Хорошо взять себе за правило, хотя бы раз в три дня чистить воздушный фильтр. Поскольку на абсолютном большинстве мопедов он расположен внизу, туда летит много пыли, даже в городе. Таким образом, и фильтр чище будет, и забывать реже будешь. А грязный фильтр - это отсутствие резвости и повышенный расход топлива.
Вывод: Чаще чисть Воздушный фильтр
Совет 10. Фары
Небоходимо всегда во время движения включать ближний свет, независимо от времени суток (это одно из требований ПДД). Это повышает твою 'замечаемость', то есть другие видят тебя издалека, что существенно уменьшает вероятность ДТП из-за того, что тебя 'не заметили'.
Вывод: ВСЕГДА включай ближний свет фар
Совет 11. Не бейте меня!!
Речь о вариаторе, это его не нужно бить. Самозадающийся вопрос: а кто и зачем вообще будет бить вариатор?? Может это смешно, но такие есть. Дело в том, что при снятии варика необходимо открутить контрольную гайку, непосредственно удерживающую внешнюю щёку ведущего вала вариатора. Скручивается она, как правило, туго, даже очень туго, и некоторые при этом совершают гнусную ошибку - начинают делать это рывками, биением по ключу и другими неадекватными методами. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ СЛЕДУЕТ ЭТО ДЕЛАТЬ !!! Гайку следует откручивать без всевозможных резких движений, иначе это может привести к поломке КОЛЕНВАЛА или ПОРШНЕВОЙ. Ремонт, сам знаешь, будет недешевый.
Вывод: Снимаем вариатор нежно
Совет 12. Не греши на технику
Если у тебя кубатура 49 / 50 сс, то это для тебя.
Некоторые иногда мне говорят: 'Чё у тебя скут так медленно бегает? Всего 65 ?' Я и сам одно время негодовал - еду по трассе, меня обгоняет скутерёныш, вдвое меньше меня. Как так?! ... Тут полезно задуматься над вопросом: а какую скорость вообще способен развить мопед с объёмом двига в 50 кубиков ?? Сто? Двести? Ну или хотя бы 90? Ха-ха! Запомни, друг - из такого движка в стадартном тюнинге ты больше 70 (с попутным ветром) не выжмешь. Смотри статью Тюнинг скутера
Ну а ежели и 60 не набирает, то смотри воздшный фильтр, карбюратор, крайний случай с поршнем что-то.. (Здесь я подразумеваю случай, когда точно нет заглушек - ограничителей оборотов/скорости )
Вывод: Рождённый ползать летать не может :))
Совет 13. Прогрев / перегрев
Как и любую другую техгику перед 'стартом' надо прогреть, 3-10 мин, взависимости от окружающей температуры.
Однако, еще тут есть один момент. После долгой поездки, более 10 км, не стоит сразу после остановки глушить мопед. Это может привести к перегреву и серёзным проблемам с двигателем. После остановки дай ему поаботать ещё 3-5 минут.
Вывод: Грейся, но не перегрейся
Совет 14. Зима
Если планируешь ездить зимой, позаботься о соответствующем масле и резине. Масло должно быть менее вязкое зимой, более вязким летом. Это способствует стабильной и более долговечной работе движка. Ну а резина, - это уже твоя безопасность.
Хотя вообще-то говоря, скутер - летний транспорт, зимой ему лучше из горожа не выходить.
Смотри также Лётный сезон закончился? Пора подумать о консервации.
Вывод: Готовь сани летом
Совет 15. Наушники
Втиснуть в шлем наушники, да ещё если удастся - плеер, - всегда было и остаётся заманчивой идеей для скуто-/мотоциклистов. Но так ли это классно?? Классно-то может и классно.. Врубил музон, гонишь, в такт музыке..
Однако чувствовать скутер в такой обстановке становится трудно.. Да и вообще, ориентироваться. Создать аварийную ситуацию - раз плюнуть. И клаксоны автомобилей тебе тут никак не помогут, поверь. Другое дело, если ты используешь наушники для того, что бы не отвлекаться на телефонные звонки - это удобно. Да и то - отвлекаешься, и на скорости всё равно ветер в микрофон залетает.
Вывод: Наушники - это зло